Картина
И. Панека «Зеркальный свет», буквально пронизана идеями воспевания
могущества человеческой мысли и зримо передает её полет. В земном хаосе
художник нашел красоту, которая удовлетворяет нас своим духовным потенциалом,
отзывается жизнью и вдохновением. На его полотнах красота многолика и выступает
как движущая сила нашей жизни.
Очень
важно для понимания художественного образа его мифопоэтическое содержание.
Образы на картине И. Панека переплетаются с поэтической мечтой художника о
силе и красоте человека и рождают новые ассоциации. Так, на переднем плане
изображена Мудрость–Logos (мудрость слова), хозяйка Вселенной. Её открытая
ладонь притягивает наши взоры к раскрытым свиткам, к познанию науки. За
Мудростью открываются едва уловимые для взгляда врата, за которыми простирается
весь мир: безграничный и загадочный.
Художник не случайно выбирает квадратную форму ворот, как
известно квадрату соотносится число четыре: четыре поры года, четыре стороны
света, четыре стадии человеческой жизни и пр. Ворота прозрачны и легки, словно
впускают в наш мир весну, радость, всетворящее солнце, тепло, неспешные потоки
водных рек. Ещё со славянских времен вода считалась символом начала и конца,
первоматерью Мира, несла в себе бессмертие, была венцом земной жизни,
постоянного течения времени.
Симптоматично, что в картине «Зеркальный свет» появляется
различие глубины как отношение между вещами или даже плоскостями и некоей
«изначальной» глубиной, к примеру, художник использует средневековый образ
мира, который основывается на идеях Аристотеля и оживляет миф о том, что сферы вращаются
при помощи духовных субстанций, которые можно отождествить с ангелами. Ангелы
двигают небесны сферы, которые в свою очередь влияют на земной мир, в том числе
и на человека. И поэтому не случайно именно за Мудростью слова на грани земного
и потустороннего миров художник разместил бестелесную полуфигуру ангела,
расплетенные волосы которойможно воспринять как силовые линии Вселенной.
Художник верит в создаваемый им мир, где соприкасается
миросозерцание с талантом. Именно взаимодействие двух планов бытия и воплощение
идей, которые находятся за пределами чувственного восприятия и было характерной
чертой искусства символистов. И именно этой чертой творчество И. Панека сродни
художникам символистам. Тенденция к «архаическому искусству», в котором
художник стремится создать образ макрокосма, к счастью сохраняется в нашем
искусстве, но это условие находится в жестких рамках традиционного языка
символов, благодаря которому художественное произведение вызывает у зрителя
определенные душевные переживания.